Почему дебютный фильм "Комиссар" стал единственной работой Александра Аскольдова
23.10 15:00
Режиссер Александр Аскольдов в картине "Комиссар" хотел показать историю, в которой еврейская семья спасает ребенка героини Гражданской войны. Правда, трактовка главного образа возмутила не только чиновников, но и раввина московской синагоги. Картину сочли идеологически вредной и убрали на полку, а постановщику запретили работать в кино.
В 1967 году Александр Аскольдов начал снимать дебютный фильм "Комиссар" к 50-летию Октябрьской революции. Он окончил Высшие режиссерские курсы, и картина стала его дипломной работой. Постановщик хотел экранизировать рассказ Василия Гроссмана "В городе Бердичеве", потому что сюжет напоминал историю детства мэтра.
Аскольдовы жили в Киеве, где отец возглавлял завод, а мама работала врачом. В годы сталинских репрессий родителей юного Саши арестовали и сослали в лагеря, а семья друзей-евреев спасла мальчика. Позже им удалось передать ребенка бабушке в Москву.
Александр Яковлевич снимал картину о комиссарше Красной армии – героине Гражданской войны, которую бедное еврейское семейство жестянщика Ефима Магазинника приютило с новорожденным ребенком. В ходе работы история обретала трагические черты, а образы становились сложными и неоднозначными.
Чиновники несколько раз пытались закрыть картину в процессе съемок. Кинолента подверглась атакам сразу с двух сторон: давили на режиссера и главных актеров – Ролана Быкова и Нонну Мордюкову.
Однако Мордюкова старалась не обращать внимания на угрозы и продолжала сниматься у Александра Аскольдова. Так же трепетно относился к роли и Ролан Быков. Однажды ему пришлось отстаивать видение героя перед представителями религиозного культа.
Консультантом картины был раввин московской синагоги. Он ревностно защищал свой народ, и поэтому написал в ЦК партии обличительное письмо. Священник жаловался на сборище антисемитов, которые издеваются над ролью и образом еврея. Партия отреагировала быстро, и от режиссера потребовали объяснить происходящее на площадке.
Однако чиновники признали ленту идеологически вредной, уволили режиссера и запретили ему снимать кино. Картину собирались уничтожить, но Александру Яковлевичу удалось связаться с всесильным секретарем партии Михаилом Сусловым, который спас фильм. Пленку не смыли, а сдали в "Госфильмофонд".
Чудом сохранившийся "Комиссар" вышел на экраны в 1987-м. Картина с триумфом прокатилась по миру и получила массу наград в Германии, Франции, Португалии, Нидерландах, Америке, Англии, Швейцарии и Израиле. Фильм оказался одной из самых известных советских кинолент, но так и остался единственной режиссерской работой Александра Аскольдова.
"Звезды советского экрана": фильмы, отправленные на полку