Под прицелом КГБ: как немецкий журналист Норберт Кухинке снимался в фильме "Осенний марафон"
05.10 15:00
Режиссер Георгий Данелия снимал немецкого журналиста Норберта Кухинке в фильме "Осенний марафон" на свой страх и риск, потому что постановщику не выдали разрешения на участие иностранца в картине. Однако сотрудники спецслужб внимательно следили за каждым шагом "артиста".
Съемки картины "Осенний марафон" были уже в самом разгаре, а Георгий Данелия ломал голову над тем, кто сыграет датского профессора Билла Хансена. Постановщик просмотрел много кандидатов, но ни один ему не понравился. Тогда второй режиссер Юрий Кушнерёв достал из кармана фотографию немецкого журналиста Норберта Кухинке и сказал: "Может быть, возьмем моего приятеля?"
Поначалу Данелия отнесся к предложению скептически, но согласился взглянуть на кандидата. Правда, поставил условие: журналист не должен знать об этих "пробах". Кухинке пришел на "Мосфильм" по приглашению Кушнерёва, и, пока немец стоял у проходной, режиссер пристально разглядывал его издалека. Георгию Николаевичу оказалось достаточно нескольких минут, чтобы понять – артист найден. Однако Норберт не ожидал приглашения и сниматься в кино не собирался. Мэтру пришлось приложить усилия, чтобы его уговорить.
От иностранного отдела Госкино, МИДа и КГБ режиссер так и не получил официального разрешения, поэтому Норберта Кухинке снимали на свой страх и риск. Однако спецслужбы зорко следили за каждым шагом журналиста.
Съемочная группа полюбила зарубежного "артиста" с первого рабочего дня: он оказался добрым, щедрым и очень веселым. Кухинхе умел искренне смеяться над собой, чем особенно покорил режиссера. Так на площадке журналист не сразу мог понять, что от него хочет Данелия. Постановщик объяснял ему, как произнести реплику: "Сделайте паузу между словами – "Андрей, раз, два, три, я готов". Норберт так эту фразу и повторил вместе с числами. Коллеги рассмеялись, а с ними и виновник всеобщей радости.
Во время работы над сценой застолья режиссер специально налил журналисту водку, а не воду, как это обычно делают кинематографисты. Ничего не подозревая, Кухинке прямо в кадре сделал глоток и тут же скривился. Но Евгений Леонов, который играл в картине, наклонился к иностранному партнеру со словами: "У нас так не принято, пей до дна". Эта фраза осталась в фильме.
Норберт получал гонорар в 120 рублей за рабочий день. Для его советских коллег по площадке это была хорошая зарплата, но Кухинке привык к другому уровню оплаты труда и легко пропивал деньги со съемочной группой в ресторане.
После выхода фильма Норберт проснулся знаменитым. Он воспринимал съемки как неожиданное и приятное приключение, а потому его очень удивила такая популярность. Режиссеры стали наперебой предлагать немецкому журналисту разные роли. Кухинке отказывался от предложений, но не смог устоять перед талантом Сергея Бондарчука и сыграл в его "Борисе Годунове".
"Звезды советского экрана": "Осенний марафон"