Прямой эфир

"…А зори здесь тихие": как Станислав Ростоцкий уговорил пятерых актрис раздеться в кадре

03.09.2024 15:00

По сценарию в военной драме "…А зори здесь тихие" был эпизод, где пятеро героинь моются в бане. На советском экране обнаженные тела не демонстрировали, поэтому режиссеру Станиславу Ростоцкому пришлось доказывать худсовету необходимость этой сцены. Но самым сложным оказалось уговорить актрис раздеться.

Одним из самых трудных эпизодов в картине "…А зори здесь тихие" стал тот, где пятеро главных героинь моются в бане. Режиссеру Станиславу Ростоцкому пришлось постараться, чтобы уговорить актрис раздеться перед камерами. Мэтр устроил собрание и четыре часа объяснял протестующим артисткам, что сцена необходима. В итоге он нашел решающий аргумент, который убедил скромных и высокоморальных советских девушек обнажиться в кадре.

Он сказал: "Понимаете, прошло полфильма, вы все время в гимнастерках и сапогах. Ощущение, что вы солдаты. Когда убивают солдата, это нормально. Но когда штык или пуля влетают в это влажное, мягкое, белое девичье тело – это больно и страшно. А мне нужно, чтобы моментально вспомнились эти девочки, когда они были голенькие и беззащитные".
Елена Драпеко
актриса, заслуженная артистка РСФСР

Актрисы согласились сниматься при условии, что на площадке не будет мужчин, кроме режиссера и оператора. Осветители, декораторы и весь остальной персонал – женщины. Кроме того, оцепили павильон, а на киностудии вышел специальный приказ, запрещающий подпускать кого-либо к месту съемок.

Ольга Остроумова, "…А зори здесь тихие", 1972

Ростоцкий уделил больше внимания в сцене обнаженной натуре героини Ольги Остроумовой. Сначала режиссер даже заказал для нее специальный костюм телесного цвета, чтобы артистке не пришлось оголяться. Однако он выглядел несуразно, поэтому в итоге обошлись без него. Остроумова разделась без стеснения, а другие актрисы старались спрятаться от камер.

Я как-то за веником спряталась, легла на брюхо, прижалась к полке. А Катя Маркова залезла в бочку, так что у нее одни пятки торчали. В общем, каждый спасался, как мог.
Елена Драпеко
актриса, заслуженная артистка РСФСР

Для пуританского советского кинематографа даже такая, казалось бы, невинная сцена считалась очень откровенной. Режиссеру пришлось доказывать на худсовете, что эпизод необходим. Ростоцкий с руководством нашли компромисс: сцену вырезали из телевизионной трансляции фильма "…А зори здесь тихие", увидеть ее можно было только в кинотеатрах зрителям старше 16 лет.

"Раскрывая тайны звезд": неловкое положение

Заголовок

Дата

текст
закрыть